воскресенье, 15 августа 2010 г.

Готов ли родитель идти в школу?

О подготовке ребенка к жизни в школе говорят много, но очень мало внимания обращают на подготовку родителей к этому трудному, ответственному и для них периоду.
Знаете ли вы как помочь своему ребенку в это нелегкое время адаптации к новой жизни?
Проходят первые недели занятий первоклашки. Дома все ходят на цыпочках и разговаривают шепотом, когда он делает уроки, ежедневно просматривают его тетради, хвалят за чистые, без помарок страницы, восхищаются прилежностью. Но постепенно взрослые привыкают к тому, что в доме школьник и перестают умиляться его школьной форме и ранцу, старательно выведенным буквам и рисункам. Никто не регулирует громкости радиоприемника, не успокаивает малышей, резвящихся возле столика ученика, никто не стремится уложить его вовремя спать.
Отец отрывает его от уроков, приглашая вместе посмотреть футбол, мама все чаще поручает заняться младшим братишкой или помочь на кухне. Уже не ощущается праздничной гордой атмосферы и, что еще хуже, пропадает интерес к занятиям школьника. Родители все меньше помогают ему преодолевать неизбежные в этот период трудности. Так может продолжаться вплоть до момента, когда появится первая двойка или первое замечание в дневнике, первые негативные высказывания в адрес ребенка со стороны учителя.
Бывает и наоборот, интерес к делам начинающего школьника не падает, а напротив, идет по восходящей линии, приобретая порой уродливые нездоровые формы. Вместе с первой пятеркой растут амбиции и взыскательность родителей. «Помни, ты должен быть лучше всех!» - повторяют они, и семилетний трудяга буквально сгибается под бременем возлагаемых на него надежд и честолюбивых устремлений, он просто не смеет не оправдать их.
А родителям уже мало «перебранного котелка с просом», вот тебе, дружок, еще два: будешь параллельно глубже изучать английский и займешься музыкой всерьез.
Маму и папу уже не устраивают старательно выведенные неумелой уставшей рукой буквы, они заставляют заниматься ребенка часами, зубрить и даже многое делают за него, чтобы получилось красивее, чем у Макарова, и чтобы заслужить похвалу учительницы.(словно учится малыш для нее, а не для себя)
Однако не только гордость и амбиции не дают родителям спокойно спать. Зачастую первый период жизни ребенка в школе вызывает у них обиду или ревность, которые они старательно скрывают. Обиду, потому что ребенок уже перестал быть малышом, исключительной собственностью мамы и папы, что приходиться привыкать к его новой психологической самостоятельности. И ревность, поскольку ребенок нашел новый объект любви и восхищения в лице учителя, потому и позволяет иногда поспорить с папой по какому-нибудь вопросу, заявив: «А Лилия Ивановна сказала, что это так, она-то точно знает!»
Трудно бывает отказаться от роли единственного авторитета и объекта любви и согласиться на роль советчика и друга - верного и умного, но уже не единственного. Ребенок начинает по-новому думать, у него появляются новые реакции, новые приятели. А то, в какой степени мы будем принимать участие в его жизни, зависит от нашего отношения к ребенку, от того, сумеем ли мы подходить к нему как к личности с ее индивидуальными запросами, реакциями, способностью переживать... Первые годы учебы ребенка в школе - это серьезное испытание не только для малыша, но и для родителей.
Гармоничная адаптация нашего ребенка к школьной жизни, его позднейшие успехи в учебе и в самореализации в огромной мере зависят от нас, родителей.
Наталья Сикати-Журавлева, практический психолог
Источник: http://psihologia.info/index.php?p=statja&st=2

Комментариев нет:

Отправить комментарий